среда, 7 августа 2013 г.

Арбитражное решение Вудро Вильсона о границе Армении и Турции

Арбитражное решение Вудро Вильсона о границе Армении и Турции
В конце года – 28 декабря (2006 г.) исполняется 150 лет со дня рождения 28-го президента США (1913-1921 гг.), лауреата нобелевской премии Мира (1920 г.), величайшего друга армянского народа Вудро Томаса Вильсона(Woodrow Thomas Wilson).

Мировая политологическая мысль неоднократно возвращалась к политическому наследию Вудро Вильсона, однако практически ничего не было сделано для озвучивания последовательных и непреклонных стараний президента США во имя реализации вековых чаяний армянского народа и, самое важное, для правильной оценки апогея этой деятельности - арбитражного решения (arbitral award), представляющего непреходящую политическую важность, определяющего и, раз и навсегда, закрепляющего границу между Республикой Армения и Турецкой республикой - для  настоящего и будущего нынешней Республики Армения.

Предыстория арбитражного решения

25-26 апреля 1920 г. Верховный совет Союзников и союзнических сил (Supreme Council of Allied and Associated Powers), состоявший из представителей Великобритании, Франции, Италии и Японии, принял решение обратиться к президенту США с двумя просьбами:

1)    принять на себя мандат по Армении,
2)    в соответствии с арбитражным решением определить границу Армении и Турции[1].

Вторая просьба была также официально зафиксирована в официальном письме президента конгресса мира, премьер-министра и министра иностранных дел Франции Александра Мильерана 27 апреля 1920 г.[2] Та же просьба в виде 89-ой статьи  была включена в Севрский договор, и  уже от имени Армении и Турции, а также почти 20 стран, подписавших договор, направлена президенту США. Президент США, уполномоченные органы (госсекретариат, министерство обороны и администрация президента) и соответствующая рабочая группа (под руководством проф. Вестермана) тщательно изучили иск и утвердили арбитражное решение.

Вудро Вильсон подписал арбитражное решение 22 ноября 1920 г. 6 декабря оно было официально направлено в Париж – в Верховный совет Союзных сил. Официальное и полное наименование этого решения – решение президента Соединенных Штатов Америки о границе между Турцией и Арменией, выходе Армении к морю и демилитаризации турецкой территории, прилегающей к армянской границе.

Содержание арбитражного решения

Согласно арбитражному решению, титул и права Республики Армения признавались в отношении провинций Ван, Битлис, Эрзерум и Трапезунд бывшей Османской империи, что составляло, в общей сложности, 103599 кв. км. Это было вдвое меньше той территории, на которую признавался армянский титул по 24-ой статье Мудросского перемирия. Подобное существенное сокращение было обусловлено тем обстоятельством, что уже в это время были выявлены огромные человеческие потери армян вследствие армянского геноцида.

Современный статус арбитражного решения

Арбитражное решение окончательно и обязательно для исполнения[3]. Оно не имеет временного ограничения[4], и его статус не зависит от дальнейшей судьбы решения. Международное право, в частности, 81-ая статья Гаагской конвенции (1907 г.), в которой был обобщен и зафиксирован статус арбитражных решений, вообще не предусматривает отмены решения[5]. В соответствии с международным правом, стороны, соглашаясь представить свой спор на арбитражное решение, раз и навсегда принимают, что любое решение арбитра будет обязательно для исполнения с их стороны[6]. Отказ одной из сторон от исполнения арбитража не влияет на подлинность решения. Таким образом, поскольку арбитражный иск был представлен не только со стороны Армении и Турции, но и 16 других стран, следовательно решение обязательно для всех истцов, которыми на данный момент являются следующие страны: Соединенное Королевство, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка, Индия, Пакистан, Бангладеш, Франция, Италия, Япония, Бельгия, Греция, Польша, Португалия, Румыния, Чехия, Словакия, Сербия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония и Черногория. Оно обязательно также для арбитра – Соединенных Штатов, поскольку любая официальная позиция президента США является позицией страны[7], и шаги, предусмотренные арбитражем, обязательны для исполнения[8].  
 
Армения как страна-член ООН может посредством Международного суда ООН (на основе подпунктов а и б 2 пункта 36 статьи Устава Международного суда) засвидетельствовать достоверность арбитражного решения Вильсона и этим восстановить свой титул на территорию, предоставленную Армении арбитражным решением.

[1]. The Treaties of Peace, 1919-1923, vol. I. NY, 1924, p. xxxii
[2]. Papers Relating to Foreign Relations of the United States, 1920. Washington, 1936, v. III, p. 780
[3]. A Dictionary of Arbitration and its Terms (ed. Seide K.). NY, 1970. p. 32
[4]. Wildhaber L. Treaty Making Power and Constitution. Basel-Stuttgart, 1971, p. 98
[5]. Sorensen M. Manual of Public International Law. New York, 1968, p. 693-694
[6]. A Dictionary of Arbitration and its Terms. Ibid, p. 27
[7]. Wright Q. The Control of American Foreign Relations. NY, 1922, p. 38
[8]. Collier J. The Settlement of Disputes in International Law. Oxford, 1999, p. 265.

Ара ПАПЯН, руководитель центра «Модус Вивенди», 2006 г.
Перевел ПАНДУХТ

Статью 

Комментариев нет:

Отправить комментарий