четверг, 18 июля 2013 г.

Поэзия Елена Шуваева-Петросяна

Ելենա Շուվաևան ռուս հայտնի բանաստեղծուհիներ Ախմատովայի, Ցվետաևայի իրական ժառանգորդն է: Ցավը, թափը, գրական վարպետությունը , խոսքի կուլտուրան , նրբազգացությունը Լենայի բանաստեղծություններում դառնում են մնայուն գրական արժեքներ: Ես չեմ վախենում վստահեցնելուց, որ Ելենա Շուվաևայի համամարդկային բարձր իդեալներով հագեցած պոեզիան մոտ ապագայում քրեստոմատիկ նշանակություն կունենա աճող սերունդների դաստիարակության և գրականության դասավանդման համար: Բարձր գրականության սիրահարներ,կիսեցեք ինձ հետ Լենայի բանաստեղծությունների վայելման այս հաճույքը:





***
На прищепке недочитанный «Кавказ» -
Кизиловой водки морось.
Гордец! Или горец! Мой уставший  глаз
Презрел в одночасье  гордость.
С верёвки стекает  словесный сумбур.
Окно как скважина ночи.
Прошлёпал по кухне один самодур.
Тот с луком. Без лука?!   Впрочем,
Не важная сказка. Она не про нас -
Молчит сердечная полость.
На прищепке сохнет уставший  «Кавказ» -
А это не русская волость.

***
В янтарной россыпи гуляет Михр.
Его пальто давно не по размеру.
Устав от браконьерских хитрых игр,
Я сматываю сетку глаз. На веру
Меня пытаешь.
Я солнце положу в пустой стакан
И кипятком залью, любовь  смакуя.
А жизнь бежит. Сорву сейчас стоп-кран,
Чтоб с губ твоих поймать три поцелуя.
Ты это знаешь…
Михр, Мгер, Мхер (арм. Միհր от пехл. Mihr — Митра) — в древнеармянской мифологии бог Солнца, небесного света и справедливости. 

***
Ты, танцующий у мусорного бака
и жующий чёрствую булку,
ты сегодня счастливее меня.
Ты не один – с тобою собака
и я в окне, пьющая чифирь.
Ты, танцующий дерзкий танец
и   манящий свободой,
ты сегодня безумнее  меня.
На щеках умирает румянец…
Допеваю сто пятый псалом,
одиноко стою  у  Хорива
и челом  к истукану стремлюсь…
Я пуглива, наверно, пуглива –
я у края любви
и любви боюсь…

***
В молчании гор – мир.
В твоём молчании – моя боль.
Хочешь спасти человека?
Скажи Слово!
Скажи Правду!
Мудр вечный Ницше:
«Падающего – толкни!»
Толкни! Сильный – взлетит,
Слабый станет сильнее
во спасение своего эго.
В ожидании Слова
ухожу в молчание:
не в себя – от себя.
Спаси человека – скажи Слово!
Я  из тех,
кто встаёт из-под креста…

***
ты уходишь тихо-тихо
как дождик слепой в прозрачный  день
спит одноглазое лихо
завалившись под мёртвую сень
обернись: больно – не больно
 давно живу без слёз и страстей
сердце знает команду - «вольно»
и концовку пустых повестей

***
полотно твоих глаз  черно
гадать по нему бесполезно
я вижу в нем одно зерно –
любовь
и люблю тебя нежно
убила
не в радость самой
как  мир без тебя безбрежен
забыла дорогу домой
зима обещает быть снежной
полотно твоих глаз  черно
армянская ночь безутешна
прервите пустое  кино
темнота твоих глаз кромешна

***
не живи за других – живи с ними
чёрной меткой на сердце – ты
со своими  глухими, немыми
и со страхами пустоты
я – степнянка… всегда безгранична
ветер пробую только  на вкус
кто-то строил мне башню девичью
и просыпал по ветру грусть

целлулоидный мир обесцвечен

скучно, мрачно и жизни нет
круговая порука  и вечны:
ропот…
совесть…
муки…
обет…


***
Письмо из пустых многоточий
И смайлов. Расставлена грусть.
 Жесток. Откровенен и точен.
Я письма твои наизусть
Готова шептать по-шумерски,
По-идольски лихо плясать,
А утром реветь в занавески
И листья платана бросать.
В них письма. Тому вон бродяге,
Что верит в любовь и стихи.
В траншейном своем он гулаге
Рифмует рассвет и грехи.
Сегодня он брат мне по крови,
Со мною приветствует тишь
Без счастья и теплого крова…
Gmail… Ты опять молчишь…

Шуме́р — первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и Евфрата в IV—III тысячелетиях до н. э.
***
Твоя и моя Вселенная
из трех сезонов.
Начало с конца.
Мы без поклонов –
Арай разрывали  молнии.  
Мне  снились рыбы,
когда даже не выпал снег.
А у тех черепах на Севане
глаза зеленые-зеленые,
как у тебя…
Весной - все легче…

***
Я молюсь вслух,
листая пустые глазницы на улицах.
Асфальт дышит слякотью и поздней прелостью.
Небо армянское, усталое, хмурится…
Который круг
не созидаю… разрушаю… распутица…
Тесно мне в неловкой и ненужной  спелости,
когда весна с  погибшей совестью судится…
А мальчик тот
бежит по лужам… И я – его попутчица…
Не будешь отважной…  и  нету той смелости…
Мне за угол:  там я же - разлучница…

В царстве Ара
Камнеломка. Тюльпаны. Медвежьи следы.
Ветер. Скалы. И близкое небо.
Отчего в царстве Ара  приснился мне ты,
Когда с богом общалась я слепо.
Зеленели стрекозы.  Звенели стрижи.
И казалось – мы близко от рая…
Само солнце над нами блаженно кружит,
Над обрывами вдруг замирая.
И насупились горы, как стадо быков, -
Возвращение было нелепо.
Аралезы презрели массивность  оков,
Суету, что встречала нас где-то…
Аралезы (арм. Արալեզ) — в армянской мифологии  духи, являвшиеся в виде крылатых собак, которые спускались с неба, чтобы воскресить павших в сражениях, зализывая их раны.

Любовь по-армянски
***
колючий
как придорожный репейник
я прохожая
ты липнешь и колешься…
любовь по-армянски…
***
здесь камни
не тверже людей
здесь солнце
не горячее сердца…
***
как много кармина
в армянских горах…
алы татарские губы…
***
ни разу не сказал «люблю»
но любишь крепче базальта…
***
в чашке кофе –
армянский глаз…
ресницы
длиннее моей жизни…
***
заскорузлые сосны
ползут по скале…
три тысячи над уровнем моря…
***
в скалах
лики многовековых воинов…
назад
ни шагу…
***
в гроте
пью слезы из каменных ладоней…
слезы,
очищенные от соли и боли
самим Богом


                                                                      Елены Шуваевой-Петросян.

Комментариев нет:

Отправить комментарий